Методический кабинет

Учащийся должен видеть в педагоге
умного, знающего, думающего,
влюбленного в знания человека…
Чем глубже знания, чем шире кругозор,
всесторонняя научная образованность
педагога, тем в большей мере он
не только преподаватель,
но и воспитатель  и мастер!

В.А. Сухомлинский

      Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы учреждения образования, является методическая служба. Центром методической работы является методический кабинет.

Методическую службу колледжа представляет методист Соколова Надежда Геннадьевна.

7

Методическое пространство — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса.

image002 image004 image006


ЕДИНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 2014-2015 УЧЕБНОГО ГОДА

      Совершенствование образовательного процесса через использование инновационных образовательных технологий и усиление роли практического обучения с целью подготовки профессионально компетентного специалиста в сфере торговли и услуг экономики Республики Беларусь.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ И ЗАДАЧИ

  • Реализация государственных образовательных стандартов нового поколения по всем специальностям, уровням и формам подготовки.
  • Комплексно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Освоение и внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий.
  • Совершенствование форм и методов контроля и оценки знаний учащихся.
  • Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства.
  • Проведение мониторингов и диагностики деятельности педагогов и учащихся.
  • Совершенствование системы менеджмента качества в колледже.

 Методическая работа направлена на совершенствование образовательного процесса в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

      В центре внимания методического кабинета и такие вопросы, как участие в подготовке и проведении декад цикловых комиссий, педагогическая диагностика, изучение и распространение передового педагогического опыта, создание электронных учебно-методических комплексов, участие и организация проведения международных научно-практических конференций и др.

      Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива является одним из направлений работы методического кабинета УО «Гродненский торговый колледж» Белкоопсоюза.

      Наиболее эффективными формами работы в данном направлении являются:

  • повышения профессионально-педагогического уровня преподавателя через организацию курсов повышения квалификации, переподготовки по специальности «Педагогическая деятельность специалиста», прохождения стажировок на объектах, как потребительской кооперации, так и в организациях и предприятиях различных форм собственности;
  • организация работы школы начинающего педагога;
  • проведение образовательных мероприятий (педагогических семинаров, лекториев, мастер-классов, педагогических чтений);
  • организация работы творческих групп, инновационных площадок и лабораторий;
  • демонстрация открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • проведение конкурсов и фестивалей и т.д.

      В соответствии с планом непрерывного профессионального образования педагогических работников в 2015 году 23 педагога повысили квалификацию, освоив содержание образовательной программы повышения квалификации.

image010image012image014

      В колледже организована работа школы начинающего педагога 1-го и 2-го года обучения. На первых занятиях рассматриваются вопросы по составлению и оформлению учебных программ, календарно-тематических планов, планов уроков, оформлению журналов учебных занятий и др. Слушателей школы знакомят с теоретическими основами видов уроков, учат владению практическими умениями и навыками. Начинающие преподаватели знакомятся с содержанием приоритетных технологий обучения: информационно-развивающих, проблемно-поисковых, личностно-ориентированных и т.д. С начинающими педагогами под руководством методического кабинета организована работа наставников.

      Проведение семинаров, конференций, педагогических чтений, мастер-класса – одна из форм развития творческого потенциала педагогов, на которых они обмениваются опытом с коллегами по внедрению в образовательный процесс инновационных методов обучения. Так, за последние годы, проведены педагогические семинары на темы «Личностно-ориентированная система обучения», «Влияние форм и методов контроля на оценку знаний и умений учащихся», педагогические чтения на темы «Современные педагогические технологии в практической деятельности преподавателя», «Имидж современного педагога как условие повышения профессионализма», мастер-класс «Профессиональное развитие в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в образовании» и др.

      Организация работы творческих групп, инновационных площадок и лабораторий является одной из эффективных форм методической работы.

      Ежегодно в колледже создаются творческие группы преподавателей по проектированию учебно-программной документации. Организационную и консультационную помощь по разработке учебных программ оказывает методист колледжа. Участники творческих групп изучают законодательные акты и изменения в них, передовой опыт работы организаций потребительской кооперации и других отраслей деятельности, знакомятся с новыми технологиями и оборудованием, используемыми в торговле. Все новшества отражаются в учебных программах, которые затем корректируются методистом, обсуждаются в цикловых комиссиях и направляются в Центр методического обеспечения профессионального образования потребительской кооперации для рецензирования.

      В любом педагогическом коллективе существуют преподаватели с разными уровнями развития профессиональной компетентности. Создание творческих групп по внедрению в образовательный процесс передовых педагогических технологий позволяет менее опытным педагогам подтягиваться до уровня опытных коллег.

image016

      На базе цикловой комиссии товароведных дисциплин была создана творческая лаборатория по изучению и применению на уроках интерактивных приемов и методов обучения. Результаты работы творческой лаборатории были заслушаны на педагогическом совете и распространены в других цикловых комиссиях. Педагогическое взаимодействие на уроке начинается с создания педагогом благоприятной атмосферы, организации коммуникации с целью оперативного включения в совместную работу всех и каждого учащегося. Преподаватели используют такие методы, как «Знакомство», «Комплимент», «Заверши фразу», при мотивации урока — метод «Аллитерация».

image018image020image022

      Методы организации обмена деятельностями предполага¬ют сочетание индивидуальной и групповой совместной рабо¬ты участников педагогического взаимодействия, совместную активность, соотношение деятельности педагога и учащихся. Это такие методы, как «Аквариум», «Интервью», 1х4, виртуальная экскурсия, конкурс «Бренд – года».

image024image026

      В основе методов мыследеятельности лежит организация и стимулирование мыслительной деятельности учащихся и педагога.

      Приемы мыследеятельности широко используются преподавателями при опросе, изложении и закреплении нового материала.

      Наиболее интересным является опрос в форме боя: «Один против всех», «Ты-мне, я-тебе», «Интеллектуальный ринг», «Найди ошибку».

      При изложении учебного материала используются интерактивные приемы «Отсроченная догадка», «Четыре шляпы мышления», «Ведомая лекция», «Инсерт».

      При закреплении материала интересны интерактивные приемы «Логическая цепочка», аукцион «Распродажа за знания», «Мастерская знаний».

image029

      Смыслотворчество – это процесс творения (создания) личностью своего индивидуального смысла чего-либо в окружающей действительности, о самом себе. Методы смыслотворчества: «Заверши фразу», «Ассоциации», «Алфавит», «Работа с понятиями», «Интеллектуальные качели», «Минута говорения», «Аллитерация понятия».

image033

      Преподаватели колледжа проводят различные интерактивные методы рефлексии: «Заверши фразу», «Рефлексивная мишень», «Анкета – газета», «Острова», «4 угла», «Мое настроение», «Облака», «Мишень успеха» и др. Многие методы педагоги придумывают сами, исходя из тематики урока, но все они проводятся по таким направлениям, как:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

image038

image039
      Члены клуба проводят заседания, на которых обсуждаются вопросы инновационной деятельности, разработки и реализации педагогических проектов.      Преподаватели колледжа находятся в постоянном поиске приемов и методов активного взаимодействия между педагогом и учащимися, способствующих решению поставленных педагогических задач. Педагоги-новаторы под руководством методиста объединились в клуб творческой педагогики «Поиск».

image041

      Ни один из открытых уроков, ни одно из открытых воспитательных мероприятий не проводится без помощи методического кабинета. Именно в методическом кабинете сформирован банк данных педагогического опыта колледжа, созданы условия для оптимального доступа к любой информации, рождаются педагогические идеи и находки.

      На уроке по теме «Крупы» при изучения вопроса «Характеристика ассортимента круп» преподаватель использует метод «Четыре шляпы мышления». В рамках данной технологии проведения урока создаются четыре творческие подгруппы учащихся.

      На столе каждого рабочего места стоит шляпа одного из четырех цветов: зеленая шляпа означает подгруппу производителей, которые творят и ищут новые идеи, желтая шляпа означает подгруппу торговых агентов, которые ищут преимущества и полны оптимизма, черная шляпа означает подгруппу покупателей, которые проявляют осторожность и подвергают сомнению новые товары, синяя шляпа – подгруппа экспертов, которые управляют процессом и делают выводы.

image045

      Сама технология предусматривает четыре этапа (по количеству созданных групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях. Таким образом, к концу урока все учащиеся опробуют себя в разных ролях.

      Преподаватели экономических и коммерческих дисциплин используют в своей практике метод кейсов. Сущность метода состоит в том, что учащемуся предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый при разрешении данной проблемы. Работа с использованием кейс-метода проводится в малых группах. Преподаватель знакомит учащихся с проблемой, презентует ситуации, организует обсуждение по рассмотрению альтернативных вариантов и выбору оптимального решения. Каждая группа презентует свое решение и по спорным вопросам может быть организована дискуссия. Затем преподаватель подводит итог и оценивает работу учащихся. В реализации метода педагогам помогают видеопрезентации ситуаций.

image048

      В педагогической деятельности преподавателей широкое распространение получили деловые и ролевые игры, способствующие развитию у учащихся умений и навыков по практическому использованию теоретических знаний. Это такие игры, как «Заключение договоров на оптовой ярмарке», «Аукционные торги», «Инвентаризация товарно-материальных ценностей», «Документальное оформление кассовых операций» и др.

      Преподаватели технологических дисциплин проводят игру по приемке товаров по количеству и качеству. Работа проводится в малых группах. Экспедитор «привозит» товар, а продавец по накладной осуществляет его приемку. В каждой партии товара заложена определенная ситуация – недостача, пересортица, бой, излишки и др. Учащиеся должны правильно принять товар и найти выход из создавшейся ситуации. Эксперты наблюдают за действиями участников групп, а затем комментируют их, указывая положительные стороны и допущенные ошибки.

2014-05-06 14-04-16 Скриншот экрана

      Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

      Интерактивная доска является современным наглядным инструментом для обучения различным дисциплинам. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к дисциплине, даёт возможность создания насыщенного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет. Инновационные процессы не меняют методической основы урока, но усиливают её эффективность.

image054image056image058

      Методическим кабинетом был проведен Фестиваль педагогических идей, цель которого – выявление талантливых педагогов, повышение их профессионального мастерства, внедрение и распространение новых педагогических идей. Преподаватели участвовали в номинациях «Лучший мультимедийный проект», «Инновационные находки», «Новаторство молодых педагогов», «Инновации в воспитательной работе».

image061

      В номинации «Лучший мультимедийный проект» был представлен медиаурок на тему «Характеристика средств воздействия коммуникационной политики». Авторская идея – для реализации яркого, креативного, «сочного», «вкусного», качественного и эффектного урока применен емкий лозунг «Хлеба и зрелищ», т.е. подача теоретического лекционного материала сопровождается и забавляет зрелищами, и преподносит информацию так, чтобы от приема «учебной пищи» отказаться было невозможно.

      Необычны были поставлены вопросы для изложения (например, «Персональная продажа под соусом убеждения»), методы и приемы проверки знаний учащихся (презентация и взаимопроверка рекламных проектов), изложения и закрепления материала (рассказ и объяснение с использованием слайдов и видеосюжетов, мини презентации, художественное исполнение, дегустация, мини конференция и др.). Достаточно объемный теоретический материал был изложен в слайдах и видеосюжетах, что позволило донести преподавателю до учащихся материал наглядно и доступно.

image065

      В номинации «Инновации в воспитательной работе» было представлено и воспитательное мероприятие на тему «Свадебный обряд в традициях белорусского народа».

      На воспитательном мероприятии учащиеся использовали театрализованное представление свадебного обряда, в котором были показаны различные виды творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое.

image068image069image071

      Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения проявлялись при проведении конкурсов педагогического мастерства «Учитель года», «Мастер года».

      Подготовка и проведение внутриколледжного, а затем участие в областном конкурсе педагогического мастерства «Мастер года» прошло под непосредственным руководством методического кабинета. В соответствии с положением о проведении внутриколледжного конкурса мастера производственного обучения представили творческую визитку, провели открытые уроки в незнакомой группе, выполнили практическое задание на торговом объекте. Победитель конкурса. Садовская А.И. приняла участие в областном этапе республиканского конкурса профессионального мастерства, на котором заняла почетное третье место.

image074

      Педагоги колледжа делятся опытом своей работы при проведении городских методических объединений, на областном Совете руководителей колледжей.

      Таким образом, основной целью работы методического кабинета является совершенствование профессионального уровня преподавателей, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.