Педагог-психолог

Психологическая служба колледжа

Я рада приветствовать Вас!

IMGСветлана Ивановна Короза, педагог-психолог УО «Гродненский торговый колледж» Белкоопсоюза. Возможно, вы ещё не решились обратиться за профессиональной помощью и надеетесь разрешить какие-то вопросы сами или посоветовавшись с друзьями. Это путь возможный, но не всегда эффективный. Друзья посоветуют вам свой опыт, который может вам подойти. Что же касается идеи «Я сам себе психолог», то она обманчива. Изнутри не видно того, что видно снаружи. Вы, наверное, замечали, что чужие проблемы часто легко решить, но когда вы находитесь внутри своей ситуации, всё не так просто. Для этого есть психолог, с которым всё легко: и выйти из ситуации, и понять себя, и найти решение, и стать гармоничным и лёгким. Можно, конечно, вообще ничего не делать. Но жизнь одна. И вы у себя есть. И вы достойны быть счастливыми. Приходите.

Я желаю Вам удачи в нашей совместной работе!

Внимание! Работает консультационный пункт педагога-психолога. Консультационный пункт для учащихся и родителей предоставляет возможность анонимной переписки с квалифицированным консультантом педагогом-психологом Светланой Ивановной Корозой. В ходе переписки может предоставляться информация и социально-психологическая помощь и поддержка.  E-Mail педагога-психолога: koroza.85@mail.ru

Задачами Психологической службы являются:

  • психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
  • психологическое сопровождение социального и личностного развития учащихся в процессе учебно-профессиональной деятельности;
  • формирование у учащихся способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
  • обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
  • участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении учащихся;
  • психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
  • повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.

К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся:

  • Психологическая диагностика:
    1. изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости учащихся;
    2. проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
    3. выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации учащихся;
    4. выявление внутригруппового статуса и социальной роли учащихся;
    5. психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
  • Психологическая профилактика (поддержка):
    1. оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;
    2. предупреждение возможных девиаций поведения;
    3. оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
    4. одействие творческому развитию одаренных учащихся;
    5. оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
  • Психологическое консультирование:
    1. психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
    2. консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития учащихся;
    3. консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
  • Психологическое просвещение:
    1. повышение психологической компетентности педагогов, учащихся и их родителей;
    2. ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;
    3. популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
  • Организационно-методическая деятельность:
    1. подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности учащихся;
    2. участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
    3. обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
    4. подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.

Последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков

Основные правила:

  1. Предоставить учащемуся достаточную информацию о негативных последствиях употребления наркотических веществ. 1. Указать на недопустимость появления в колледже в состоя-нии одурманивания, на преступность вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
  2. Предложение помощи учащемуся должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то, желательно, ненавязчиво.
  3. Недопустимо разглашение информации о заболевании учащегося, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для учащегося.
  4. Необходимой представляется информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь учащимся и основах ее организации. Особо следует знать о возможности анонимного лечения.
  5. При работе с учащимся-потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители повлиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
  6. Необходима просветительно-пропагандистская работа среди учащихся, введение антинаркотических программ, семинаров для педагогов и прочие формы противодействия молодежному наркотизму.

Если у вас возникли подозрения, что учащийся употребляет наркотики, то наиболее оправданны следующие действия:

  1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам учащегося.
  2. Беседы с родителями. Целесообразней осуществить их в виде собраний с приглашением врача-нарколога.
  3. Организовать индивидуальные встречи учащихся и их родителей с врачом-наркологом.
  4. Предоставить учащимся и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения.

Тактичность в работе с учащимися, имеющими наркологические проблемы, является обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении нар-котических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.

Если у вас возникли подозрения, что учащийся находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то рекомендуется:

  1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одно-группников.
  2. Немедленно поставить в известность руководителей колледжа.
  3. Срочно вызвать медицинского работника колледжа.
  4. Немедленно известить родителей учащегося.
  5. При совершении учащимся хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
  6. Разбирать причины случившегося немедленно. Решающим признаком употребления учащимся психоактивных средств является состояние одурманивания, установленное врачом.

«Осторожно, ПАВ!» (памятка для родителей) 

ПАВ — психоактивные вещества. ПАВ: алкоголь, табакокурение, наркотики.

Уважаемые родители!

Это реальность, в которой живу наши дети. В последние годы общество встревожено обилием наркотиков. За короткий срок число наркоманов в Белоруссии возросло многократно и достигло 4 млн. чел. По данным Минздрава Белоруссии: 3,1% школьников — наркозависимы; 16% — хотя бы раз употребляли наркотики; 8% — находятся в потенциальной группе риска. Лишь 22% молодых людей от 12 до 20 лет не употребляли наркотики. Невозможно изолировать ребенка от этой реальности просто запретив употреблять наркотики, ходить на дискотеки, гулять в определенных местах.

Как же уберечь наших детей от этого зла? 

Лучший путь — это сотрудничество с вашим взрослеющим ребенком. Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте. Умейте слушать. Поймите, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства. Говорите о себе, чтобы и ребенку было легче говорить о себе. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение. Предоставьте ребенку знания о наркотиках, не избегая рассказа о положительных моментах удовольствия от них. Вам необходимо помочь сделать ему правильный сознательный выбор между непродолжительным удовольствием и необратимыми последствиями для здоровья. Научите ребенка говорить «НЕТ». Тогда ему легче будет сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики. Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку. Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы вместе с ним.

Помощь на краю бездны

Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди детей учащихся колледжа

Что делать и как помочь, если вы заметили склонность к суициду у подростка?

  1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в коллективе.
  2. Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания.
  3. Дать возможность высказаться и внимательно выслушать.
  4. Не употреблять общие фразы «Да ты не думай об этом», «Ну, всё не так плохо», «Не стоит этого делать» и т.д. Это может привести к обратному эффекту.
  5. Отговаривая, не упирать на чувство долга. Это может подтолкнуть к роковому шагу: «А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас!».
  6. Установить доверительные, заботливые взаимоотношения, проявлять интерес к любым проблемам.
  7. Не стыдить! Не спорить! Спор блокирует дальнейшее обсуждение.
  8. Задавать прямые вопросы: «Ты думаешь о самоубийстве. Каким образом? Что будет потом?». Не бойтесь говорить об этом с подростком. Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревогу, Беседы не могут спровоцировать убийство, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, обсуждение же помогает «выпустить пар», выплеснуть эмоции.
  9. При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!

Помните! Лучшая профилактика суицида – родительская, педагогическая и психологическая поддержка!
Куда обратиться за помощью?

Центр здоровья молодежи «КОНТАКТ» Адрес: 230024, г. Гродно, ул. Гагарина, 18. Филиал УЗ «ГЦГП» Детская поликлиника № 2 Кабинет № 102 Время работы: Вторник, Четверг с 14:00 до 16:00 Телефон 52 04 39
Виды суицидов

1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% — это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: «Сделай то-то и то-то, а то я…»

2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие люди могут начинать заниматься экстремальными видами спорта, добровольно едут в «горячие точки», рискованно ездят на автомобиле или мотоцикле, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

3. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.

4. Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать человека от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная человеком в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.

Группа риска:

  1. Неуравновешенные подростки.
  2. Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
  3. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.
  4. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.
  5. Подростки в состоянии сильного стресса.
  6. Подростки из конфликтных семей.

Признаки готовящегося самоубийства:

  1. Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).
  2. Прощание в различных формах.
  3. Письменные указания, раздача ценных вещей.
  4. Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.
  5. Угроза – прямая или косвенная.

Знак беды

Зачем совсем юный человек лишает себя жизни? 90% самоубийц руководствуются следующими мотивами: МЕСТЬ. Подросток уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе. ПРИЗЫВ. Так он пытается привлечь к себе внимание САМОНАКАЗАНИЕ. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого либо поступка, ошибки. ОТКАЗ. Человек просто «выходит из игры». Нет ни сил, ни желания жить дальше. ВНИМАНИЕ! 80% людей, уходящих добровольно из жизни – психически здоровы. (люди, страдающие психическими заболеваниями совершают суицид по другим мотивам: самопожертвование, игра, «желание попасть в высший мир ит.д.). Тот, кто имеет «Зачем жить», выдержит любое «Как» Ф.Ницше Помните! Главное, в чём нуждается любой подросток – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание. Помните! Простое человеческое участие, внимание, прощение, может помочь человеку в самые трудные моменты жизни, уберечь его от смерти. Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово. Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.

Советы учащимся

Дорогие первокурсники, поступление в учреждения образования после окончания школы – это определенный переломный момент в вашей жизни, который предполагает адаптацию к новым социальным условиям и окружению. Становясь студентом, учащимся вы принимаете ряд обязанностей и получаете право самостоятельно распоряжаться, планировать и достигать поставленных целей. Учеба – это большая, сложная, тяжелая работа, где можно столкнуться с определенными трудностями. Но процесс адаптации к новому учебному заведению можно облегчить, если придерживаться некоторых незамысловатых приемов.

1) Итак, главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще копировать действия «одаренных» и «успевающих» учащихся. В дальнейшем опыт построения своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности. Помните – важно с первых минут занять активную позицию, быть участником важных событий колледжа. Научитесь эффективно использовать свое личное время. Умейте отличать: важные дела от срочных.

2) Правила тактичного поведения и эффективного слушания на занятиях:

Если Вы не согласны с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивать преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо, выбрать момент, когда преподаватель сделает паузу, и обязательно при этом извиниться. Выбирайте бесконфликтную тактику общения с сокурсниками и преподавателями, старайтесь идти на компромисс.

3) Правила конспектирования на занятиях:

Позаботьтесь о том, чтобы в сумке всегда лежали «про запас» 1-2 ручки – паста в них имеет обыкновение заканчиваться в самый неподходящий момент. На лекциях очень полезно иметь при себе ручку красного или зеленого цвета или цветной маркер. С их помощью можно по ходу дела подчеркивать наиболее важные формулы и определения, ставить памятные знаки на полях, выделять новые термины и т. д. Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам). Естественно, важно использовать при конспектировании сокращения, которые потом можно легко понять самому. Настройтесь на то, что подготовка к сессии начинается с первого занятия. Перед очередной лекцией не ленитесь хотя бы бегло просмотреть конспект предыдущей. Заодно выясните, много ли осталось совершенно темных мест.

 

4) Правила самостоятельной работы с литературой.

Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время, но обеспечить надежный фундамент для Вашего дальнейшего обучения. Провал в знании сегодня – это большая вероятность возникновения проблем в дальнейшем обучении.

«Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро…Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», ‑ советует Г. Селье.

5)Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

При подготовке к экзамену лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемых на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).

Психологическая готовность к экзамену так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Накануне экзамена важно оставить один день повторения вопросов, а перед устным экзаменом даже пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом. Если Вы сильно волнуетесь перед экзаменом, то для того, чтобы преодолеть страх экзамена, непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, так, как бы Вы хотели, чтобы всё произошло при успешной сдаче экзамена. Если волнение не уходит, можно попробовать следующий прием, называемый «доведением до абсурда»: представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия; такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего. С вечера тщательно подготовьтесь к экзамену: умойтесь, совершите прогулку, хорошо выспитесь, а утром по дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.

Если у Вас имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала мы должны продемонстрировать, что усвоили все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого вы вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Стремитесь находить взаимопонимание с вашими преподавателями (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается как редкое, нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие» и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать).

Помните, что человеческий фактор имеет место всегда. Стремитесь понять систему изложения материала данным преподавателем, сориентироваться в его требованиях к занятиям, зачету или экзамену.

6) Способы эффективного запоминания.

Природа памяти такова, что все созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут, если Вы изучаемый материал изучали без повторения. Вот почему так важно первое мысленное повторение проделать сразу после запоминания.

Остальные мысленные повторения текстовой или речевой информации можно проводить по схеме:

  • второй раз информация повторяется через 15-20 минут после первого;
  • в этот же день информация повторяется в третий раз через 6-8 часов;
  • четвертое повторение изучаемого материала следует проводить через 24 часа, т.е. на следующий день.

Эта схема идеальна и предполагает эффективное усвоение и запоминание полученной информации (причем воспроизводится 92% информации через месяц), однако на практике осуществить ее достаточно сложно. И тем ни менее, каждому учащемуся и студенту посилен упрощенный способ методики эффективного запоминания: достаточно после занятий бегло просмотреть лекции прошедшего дня, чтобы закрепить в памяти новый материал; причем при выполнении подобного повтора, спустя месяц учащиеся и студенты воспроизводят порядка 80% полученной информации. Обратная сторона процесса: если полученный материал не закрепить повторением в течение двух суток после усвоения, через месяц воспроизводится не более 2% информации.

Будьте рациональны в своих решениях!

Выбор за Вами!